Gegemon

Как быть сильным, а не слабаком

Любишь жалеть себя? Многие люди жалуются на несправедливость, когда их бросают, увольняют, обманывают или отказывают. Мы можем тебя пожалеть, но ты не их тех слабаков.

ждом шагу в интернете встречаются жалобы на травму.

Уволили? Травма. Отказали в любви? Травма. Еще какое-то желание не исполнили, мечту не осуществили, травма, травма.

Окружающих назначили волшебными слугами каждого инфантила, джиннами верными, а они не справляются. Отказывают, увольняют, бросают, даже иногда обманывают. Непоправимо травмируют, убивают хрупкую и нежную личность.

Я сейчас даже не о том, что личность не должна быть хрупкой, если она взрослая. Хрупкая личность - это вообще не личность. Это все равно что хрупкий автомобиль. Разве это автомобиль? От града он гнется, от любой неровности на дороге колеса у него отлетают, ну и руль постоянно ломается, тормоза рассыпаются. Хрупкий автомобиль - это не автомобиль, это груда мусора, на которой ездить нельзя. Опасно.

Вот и с хрупкой личностью жить нельзя. Личность - это ваш каркас, который держит вашу самооценку, чтобы она не падала и не взлетала, локус удерживает, чтобы в небо не улетал, волю активизирует, спонтанность в полезное русло направляет. Если это будет хрупким, то жить вы будете очень плохо. Вам любое сказанное не так слово будет казаться страшной травмой. Вы как больной СПИДом будете под угрозой смерти от любой мелкой инфекции. И чтобы не испытывать стресс от всего, вы будете вынуждены ходить в короне, в большой короне, которая все равно будет падать постоянно, взывая ужас, и жизнь ваша уйдет на то, чтобы это скафандр держать. Без скафандра вы к социальной среде обитания не приспособлены, а в скафандре живете как мумия.

Если не хотите быть мумией, начинайте закалять, укреплять, растить и тренировать личность. Не от травм личность слабой становится! Выкиньте это из головы, если хотите жить, а не прозябать в яме. Личность бывает слабой, когда она не выросла, не сформировала основные опоры, не научилась противостоять среде. Противостоять сложностям и трудностям - задача личности. Это живая система, она растет и формируется как мышечный каркас, если ей давать постоянную посильную нагрузку (только в отличие от тела она еще более гибкая и адаптивная, если нет органических психических заболеваний) и положительное подкрепление любой самостоятельности. Построив свою личность по кирпичику (в любом возрасте), вы можете стать таким сильным, что вам и большие беды станут нипочем, и уж тем более вы не будете шататься и рушиться от всякой ерунды.

Это я повторила то, что много раз уже писала в блоге, что регулярно пишу на протяжении нескольких лет. А сейчас хочу вот что про травму рассказать.

Понятие о психологической травме ввел Фрейд. И имел он в виду абсолютно не то, что сейчас называется травмой из каждого утюга. Он имел в виду нечто совершенно противоположное. Но массы — это слово подхватили, приспособили под свой инфантильный локус и давай везде с этим носиться, используя как щипцы и скалки. У нас трааааавма! Мама травмировала - это как минимум, мамы - это самые страшные изверги и монстры. Ну и все остальные не лучше. Травматиков несчастных так много, каждый почти травматик, и они уже между собой дерутся, кто больше травмирован. Каждый хочет быть самым несчастным, самым травмированным, самым жалким, чтобы побольше себе отжать. Но как он отожмет, если с той стороны тоже травматик? И у него своя бооооль! Кто успел, тот и съел, как говорится.

Вот это вот поле кишащих травматиков как ковер из черных тараканов в грязной, запущенной, давно немытой квартире. Ползают, ищут крошки еды, жрут друг друга, размножаются. Вот на что похожи люди, постоянно жалующиеся, как их травмировали в детстве и как их травмируют все до сих пор. Кроме брезгливости они ничего не должны бы вызывать, но вызывают у некоторых страх и этот страх прикрывается чувством вины. Оправдываются окружающие перед особенно агрессивным травматиком, которого травмировала нарцисска-мать, а потом нарцисс-муж или нарцисс-начальник. Оправдываются из-за страха, что он укусит. Если сами вы не считаете себя травматиком, но жалеете таких травматиков, осознайте свой страх. Если сами такой же травматик, то жалеете из солидарности, от мысли, что скопом проще что-то отжать. А если не травматик, но очень жалеете, вы просто трусите. Вы трусливо отдаете им свое внимание, сочувствие, поддержку, потому что вам страшно от их обиды, вы боитесь, что если они посчитают вас врагами, то будут ненавидеть как свою мать и начальника. Вот вы и поддакиваете им. А страх - это то, что быстрей всего блокирует спонтанность, лишает вас энергии. Остаетесь вы обессиленными от своей трусости.

Тем, кто испытывает перед каждым травматиком трепет, точнее перед тем, кто громко объявил себя травматиком, не помочь. А вот тем, кто сомневается, жалеть травматика очередного или нет, я расскажу, что такое травма.

Что называл травмой Фрейд?

Он называл травмой болезненное событие, которое человек не может осознать.

Вдумайтесь в это. Человек не может осознать (!). Он не то что не бегает с этим везде как с сумой для сбора средств, не то что не стоит на площади с плакатами, требуя компенсации за травму, он даже осознать это событие не может, вспомнить не может.

Никакого отношения к недолюююбленности травма не имеет.

Привычка не читать первоисточник, а судить о понятии по тому, как Мойша Шаляпина напел, общеизвестна. Но в случае с понятием травмы произошло не просто искажение, а полный переворот смысла.

Вред травмы Фрейд видел не в самом событии, а в том, что психика человека по какой-то причине его вытеснила, не может это событие принять, осознать, и поэтому (!) остается в расщепленном состоянии. Сам такой человек не считает себя травмированным. Ни в коем случае! Если считает, то это не травматик, а попрошайка. Запомните это отличие. "Я хороший", - не хорошие говорят, а хвастуны. "Я травматик", - говорят не травматики, а попрошайки.

Настоящий травматик не знает о своей травме, но он страдает какой-то фобией или истерией (истерией не в смысле дурного характера, а в смысле физических симптомов какого-то заболевания, которого у него нет). Фрейд искал психологическую травму у парализованных, когда по обследованиям мозга они были здоровы, но почему-то не могли шевелить ногами или руками. Травму он подозревал у тех, кто испытывал иррациональные приступы страха, фобии имели или не могли говорить, очень сильно заикались или страдали какими-то выраженными физическими проблемами. Никогда бы Фрейду не пришло в голову тратить время на какую-то здоровую тетку, которая пришла бы к нему с жалобами на мать, которая ее травмировала. К Фрейду и в приемную бы ее не пустили, развернули на входе.

Понятие травмы возникло у Фрейда, когда он пришел к выводу, что загадочные по природе расстройства здоровья часто имеют в своей основе какое-то переживание, которое сознание не пропускает и человек не может его вспомнить и осмыслить. В нем живет нечто неосознанное, но пугающее, тягостное, блокирующее жизненную активность, а он не понимает что. Не знает ни причины, ни сути этого. И если помочь человеку это осознать, вывести на уровень сознания, его болезнь пройдет. В тех случаях, которыми занимался Фрейд, он получал положительные результаты, то есть излечивал людей таким образом. Они переставали быть травматиками от осознания события. Не всегда причина болезни - психологическая травма, но когда - она, весь вопрос в том, чтобы это осознать! Осознание позволяет устранить расщепление, интегрировать бессознательное содержимое, избавиться от эмоционального затора, от вытесняемого напряжения, открыть шлюзы, пережить катарсис и выход из психического блока на свободу.

Вникните в этот момент. Просто осознать и все. И травмы нет. Осознал, пережил шок от осознания, принял как факт и больше нет никакой травмы. Что-то другое может быть, сниженная самооценка, остаточная тревожность, нарушения адаптации, но не травма, как это описывал Фрейд. Все такие явления лечатся социализацией и работой, прокачкой ресурсов. Тревожность и слабость - личностная астения, дистрофия мышц личности. Питание + труд = сила, и физическая сила так добывается и моральная тоже.

И представьте теперь тех, кто называют себя травматиками. Во-первых, они не просто осознают свою травму, они о ней постоянно говорят и везде трубят, причем травм у них обычно много, целый мешок и все очень даже осознанные, чересчур. Вся их жизнь - сплошная травма. Во-вторых, когда они рассказывают всем о своей травме, она у них никуда конечно не девается. Та травма, о которой говорил Фрейд, вылечивается путем осознания, а эти травмы лишь закрепляются и растут, чем больше они об этом говорят. Они с головой погружаются в выдуманную роль несчастных травматиков, адаптируются в роли жертв, и теперь уже только ноют о том, как они несчастны по чьей-то там вине.

Как лечить таких травматиков? Я даже кавычки не ставлю, потому что они и есть травматики, только травмируют себя сами каждый день, постоянно себя калечат. Они подобны тем попрошайкам, которые делают физических инвалидов из своих детей, чтобы ходить и собирать милостыню. Вот был здоровый ребенок, но такому мало подавали, они ему ноги сломали и теперь ему подают живей. Так и эти травматики. Они называют себя травматиками, чтобы собирать везде крошки, отжимать внимание, сочувствие, но лишаются за это собственных ног. У них есть возможность стать сильными, но им привычней считать себя травматиками.

Лечатся такие травматики безразличием. Не агрессией конечно, а просто безразличием. Отказом во внимании.

Что там делают с ними психотерапевты, их дело, кивают они или качают головой. У всех психотерапевтов свой подход, некоторые довольно эффективны, некоторые не очень. Но если вы не терапевт, не кормите травматиков сочувствием, уж лучше троллей кормить, чем травматиков, хотя это примерно одно и то же, просто тролли иногда бывают талантливы, а травматики никогда.

Если попрошайка, искалечившая ребенка, не соберет милостыню, второго ребенка она калечить не будет, да и этого наверное будет лечить, потому что с калекой возиться сложно и имеет это смысл только если тебе щедро подают милостыню. А если не подают, не имеет. Точно так и травматики. Не будет смысла позиционировать себя моральным калекой, если за это нельзя будет получить корм и одобрение.

Не надо подавать милостыню. Монетки кидать еще ладно, а вот поддерживать и нахваливать тех, кто описывает, как он убог, не стоит. Старенькой бабушке на улице денег дать можно, а здоровому мужику или бабе, которые воют о детских психологических травмах, ничего не надо подавать. Только безразличие способно направить эгоцентрика в сторону собственных опор. Он задумается о том, что если никто его не хочет нянчить, придется позаботиться о себе.

Все инфантилы встают на ноги, когда нет шеи, куда можно пересесть. После череды стонов и поисков новой мамы, они становятся-таки мамой себе. И начинают жить как люди, а не половинки. В каждом человеке заложен потенциал личностного роста. Каждый может справиться с тем, что с ним произошло в прошлом и что он помнит. Раз помнит, значит психика принимает это без слома, значит она уже адаптирована к этому, а то, что хочется жаловаться и ныть, а не трудиться над опорами, так это лечится только безразличием к нытью. Труд над опорами одобрять надо, а нытье нет.

Когда родители щедро и охотно содержат дитя до его пенсии, мало у кого возникает стимул работать. То же самое происходит по отношению ко всем эмоциональным опорам. Предоставляя попрошайкам свою шею, вы не только свою шею нагружаете, вы лишаете их ноги нагрузки и они у них слабеют все больше. Желая помочь попрошайке (от страха, не от доброты) вы калечите его еще больше. Чем вы поможете ему? Ласковыми словами? Этим только его короне можно помочь, самооценка опирается на свои собственные дела и реальные результаты, а не на чужие ласковые слова. Похвалите его движения наверх, а рассказы о том, как он несчастен, подкреплять своей лаской не нужно. Это вредно!

Каждое движение вверх из ямы человека надо поддерживать. Надо говорить ему: вот это да, ты крут, берем с тебя пример. А если человек рассказывает, как он кем-то обижен и страдает, не нужно вот этого: ты хороший, мы с тобой, ты лучший, ты красавица, ты герой. В чем его красота и геройство? В том что обижен? Вот так удаль. В том что он громко ноет, ничего не делая? Так это порок.

Сочувствуете травматикам, которые рассказывают про свои травмы? Помогаете тем, кто жалуется на то, как его обидели? Что чувствуете от таких жалоб? Отрефлексировать свой страх и желание угодить из-за страха можете? А сами поныть любите? В каких случаях и зачем?

Автор: Эволюция